о новом законопроекте об онлайн-спорах потребителей и продавцов
Законопроект об этом недавно внесли в Госдуму.
Идея не нова
Сейчас закону сейчас потребитель имеет право сразу обращаться в суд, минуя этап досудебных претензий.
Однако это увеличивает нагрузку на судебную систему, и в первую очередь на и без того загруженных мировых судей — потребители охотно идут в суды по любой проблеме.
Хотя эксперты Роспотребнадзора уверены, что большинство споров, которые решаются сейчас в судах, могли бы быть улажены потребителями и продавцами самостоятельно.
Из закона право обращаться сразу в суд не уберут, однако Правительство хочет дать больше мотивации и возможностей гражданам для защиты своих прав, не обращаясь в суд.
Создать возможность эффективного досудебного урегулирования потребительских споров поручил ещё в 2017 году Владимир Путин. С той поры предлагалось несколько проектов, в том числе и онлайн-платформа, однако до реализации ни один не дошёл — было много нерешённых вопросов.
В частности, главный — кто и где будет это реализовывать. Сейчас этот вопрос решён — реализовывать будут на платформе Госуслуг.
Как это будет
Новый сервис будет предназначен для потребительских споров как по онлайн-покупкам, так и по покупкам в обычных магазинах. Причём обратиться можно будет как к российскому продавцу, так и к зарубежному, продающему товары в России.
С помощью сервиса покупатель сможет бесплатно сформировать претензию в специальном конструкторе. Он позволит выбрать, какое именно право потребитель хочет реализовать: расторгнуть договор и вернуть деньги, сдать товар на ремонт или другое.
В процессе спора сервис также подскажет покупателю, как собрать весь комплект необходимых документов: например, вам сообщат, какие документы ещё надо приложить к обращению и нужно ли делать экспертизу.
Недостатки
Пока неизвестно, как будет работать сервис для продавцов — заставят ли их подключаться к платформе принудительно, чтобы получать претензии? И что будет, если они откажутся?
Будет ли сервис отправлять претензию на электронную почту продавца или это надо будет сделать потребителю самостоятельно на юр. адрес — распечатать сформированный документ и идти на почту отправлять?
Пока к новому сервису немало вопросов. Предполагаю также, что сервис будет работать не для всех видов товаров и услуг, а также будет ограничение по стоимости товара.
Есть и ещё один довольно «жирный» минус — пользоваться сервисом смогут только те из граждан, кто получил усиленную квалифицированную электронную подпись. Она будет нужна, чтобы подписывать сформированные документы. А пока что такие подписи есть далеко не у всех.
Сейчас законопроект находится в Госдуме, к его рассмотрению депутаты хотят приступить уже в апреле. А сам законопроект может быть принят уже до конца года. О полезности пока говорить рано, однако это явно будет любопытное нововведение.
05.04.2021 | Категория: Без категории